Праздник

Наконец-то определилась дата окончательного завершения эпопеи со строительством дома — 1 января! В этот день произойдет своего рода освящение дома.

Вообще Таиланд в этом смысле очень непривычная для меня страна. Помимо буддизма, здесь все поголовно верят в духов)) И это дает очень занятные практические результаты. Например, не так давно на одной из дорог поблизости от Нон Сувана погибло двое подростков — на мой взгляд, по вполне реальной причине (ночью гоняли на старом мотобайке без света, не заметили стоящую на обочине дороги строительную машину, ну и случилось то, что случилось…) Так вот, выяснилось — ничего подобного! Оказывается, на этой дороге поселился злой дух, который якобы жаждет крови! В результате, когда нам понадобилось куда-то ехать именно по этой дороге, Санит категорически отказалась, и пришлось сделать крюк километров в 40, лишь бы не ехать по этому участку.

Применительно же к дому это выглядит так. До освящения дома в нем нельзя ночевать, а то духи обидятся, и может быть всякое. Причем самое забавное, что это касается только тех, кто в этом доме потом будет жить — то есть меня и Санит. Скажет, ее брат там постоянно ночует — вроде как необходимо бдить, а то покрадут)) и ни у кого это не вызывает недовольства. Соответственно стали готовиться к освящению. Можно, конечно, было бы ограничиться только этим, но вообще-то по возможности такое важное событие, как завершение дома, празднуется с музыкой и большим сборищем. Тем более я фаранг, да и дом по местным меркам совсем не рядовой — так что надо соответствовать… Ладно, надеюсь, это будут последние осмысленные деньги на дом))

DSC_0256

Вот такие шатры, под которыми будут стоять столы. Они, конечно, разборные, но нашлись добрые люди, которые их и привезли и собрали

Сборище предполагается масштабное… только приглашений было роздано 250 штук. Эти приглашения (обычно в местной компьютерной конторе их просто изготавливают — конверт и в нем надлежащая открытка, в нашем случае это было фото дома) играют своего рода роль пригласительного билета — на все подобные мероприятия их раздают. Когда приходишь на праздник, их надо отдать хозяевам, и при этом обязательно с денежкой внутри. Можно ограничиться и 100 батами, но тут есть оборотная сторона медали — это учитывается, и если ты пригласишь человека, которому ты дал 100 бат, можешь на особо большее не рассчитывать — вот такая занятная своего рода система взаимопомощи. Правда, может быть, кто-то и не придет, но, скорее всего, явка будет близка к 100%, потому как тайцы очень любят что-нибудь праздновать)) Одних Пиладуангов (это фамилия Санит) будет, наверное, человек 25-30 — еще бы, у ее матери восемь детей, у каждого есть, в свою очередь, жены/мужья/дети, а родственные связи здесь, на Востоке, очень даже ценятся и поддерживаются. Размеры праздника, признаться, меня слегка пугают, но Санит относится к этому вполне спокойно — здесь праздники, даже простенькие, весьма многолюдны, если собралось меньше 25-30 человек, то это вовсе не праздник, а так, локальные посиделки))

DSC_0254

Монахи подогнали кучу посуды за символическую (насколько помню, 300 бат) плату. Правда, в процессе праздника немного тарелок и стаканов потерялось)) пришлось возместить

Подготовка к празднику началась, естественно, заранее. Раздать 250 приглашений (а почте здесь не особо доверяют, да и не принято) — достаточно нетривиальная задача. Конечно, в основном были задействованы знакомые, иначе нереально. Опять же — с музыкой обязательно было договориться предварительно, это ведь Новый год — так что спрос весьма вырастает. И так еле нашли (больше чем за неделю до срока) — у всех все даты расписаны. Еще заранее купили свиней (ну точнее не совсем чтобы купили, но договорились, свиньи пока еще хрюкают и не знают, что их печальная судьба — быть съеденными 1 января). Я немножко побаивался за всякие там столы-стулья-посуду-готовку, но это оказалось весьма нехитро — тайцы привыкли к большим праздникам, соответственно в нашем поселке хранятся специальные шатры, а также столы и стулья, которые за весьма небольшую плату сдаются напрокат. Ну а о посуде (опять же за весьма небольшую, я бы сказал, символическую плату) здесь заботятся монахи, местный храм предоставил нам просто гору посуды (в том числе и для готовки).

DSC_0255

Здесь бухла и питья больше, чем на 40.000 бат… Все закупалось в количестве, и то во время праздника пришлось срочно пополнять запасы

Но, конечно, основные хлопоты по закупкам состоялись 30-31, потому как тайцы не понимают, что такое продукты 2-й свежести)) Соответственно мотались эти два дня по близлежащим рынкам и супермаркетам, собственно в этих хлопотах и Новый Год для меня как-то потерялся. Спасибо, у Санит и у ее мамы куча знакомых, которые очень сильно нам помогли, без них мы бы ничего не успели… Впрочем, как я понимаю, здесь это привычное дело — сегодня помогут тебе, в другой раз ты поможешь.

DSC_0259

Дом украшен лентами и цветами. А патриарх готовится проводить церемонию освящения

Сам же праздник можно условно разделить на две совершенно независимые друг от друга части (освящение дома и вечерняя дискотека), первая же часть в свою очередь тоже делится на две. Первую часть освящения дома проводил местный патриарх — надо сказать, что здесь весьма уважают пожилых людей, на все значимые события их обязательно приглашают (как было и в нашем случае), кроме того, многие с возрастом становятся просто знатоками буддистских обрядов, и к ним часто обращаются за советами по этим вопросам. На освящении дома присутствовали в основном как раз таки пожилые знакомые ну и, конечно, многочисленные родственники.

Соответственно началось все с торжественного обхождения вокруг дома — причем обходили дом во главе с патриархом всей пришедшей толпой гостей, несли разные ритуально необходимые в доме предметы (такие, например, как циновки и подушки). По не вполне понятным для меня принципам патриарх время от времени громко кричал что-то типа «Хой», и вся толпа отвечала ему тем же)) Конечно же, во главе несли также небольшого Будду, который в дальнейшем займет почетное место в доме (ну и соответственно станет как бы хранителем дома).

Муж лучшей подруги Санит несет Будду, староста - миску с опять же ритуально необходимыми предметами (в число которых почему-то попал даже фонарик). А столы уже готовы к наплыву едоков.

Муж лучшей подруги Санит несет Будду, староста — миску с опять же ритуально необходимыми предметами (в число которых почему-то попал даже фонарик). А столы уже готовы к наплыву едоков.

DSC_0281

Ни в коем случае нельзя войти в дом, предварительно хорошенько не помолившись…

DSC_0286

После молитвы миска с полезными предметами была передана мне и Санит, наконец-то можно входить. Но это далеко не конец церемонии.

Продолжение церемонии состоялось уже внутри дома, теперь надо было надлежащим образом освятить спальное место)) Нет, я, конечно, ничего не имеюDSC_0289 против ритуалов, но в тайско-буддистском варианте они как-то слегка растянутые и утомительные… Короче, вся эта толпа во главе с патриархом и нами ломанулась в дом (а там было не меньше человек 50), естественно, и думать нечего было о том, чтобы поместиться всем в 16-метровую спальню, впрочем, никого это не смутило, разместились по всему дому (тут ведь главное — эффект присутствия). Комната уже была заранее украшена аккуратно сделанными букетами (ну не совсем букеты, что-то вроде, и опять же явно ритуального характера, поскольку такого типа букеты я видел и в других важных случаях) — тут от души постаралась мама Санит со своими подругами. В изголовье кровати положили сумку с очередной кучей полезных предметов (честно говоря, она до сих пор там лежит, и я не знаю, что в ней — но точно есть молоток, точильный камень и мешочек с землей). Кроме того, в большой комнате (помимо разнообразных ритуальных украшений) поставили здоровый, литров на 50, горшок с водой и корзину с рисом — все это, насколько понимаю, чтобы дом был всегда полная чаша.

DSC_0295Ладно, в комнату так в комнату. Тут опять надо было от души помолиться, причем даже мне пришлось принять в этом некоторое участие — обычно я отговариваюсь тем, что я не буддист и ничего в этом не понимаю, но в этот раз Санит уговорила — ну ты же понимаешь, что на этой церемонии мы главные участники? Пришлось взять ароматические палочки и даже принять соответствующую позу. Хорошо, хоть молитвы повторять не попросили))

Ну а дальше была разыграна просто микросцена — патриарх якобы улегся спать, потом прокричали петухи (натурально, товарищ усердно кричал петухом, причем несколько раз), патриарх якобы проснулся, выпил воды, заявил, что хорошо выспался)) в общем изображали повседневную жизнь. Выглядело забавно.

DSC_0308

DSC_0303

Ну собственно после этого первая часть освящения, можно считать, закончилась. Под конец (после того, как патриарх «проснулся»), нам торжественно повязали на руку веревочки — это такой талисман на счастье, и носить его надо три дня. Слава богу, что веревочка была только одна… а вот молодоженам традиционно повязывают веревочки все, кто пришел на свадьбу, и к концу у них на обеих руках собирается просто связка этих веревочек. Кстати, такие веревочки (только качеством получше) многие тайцы носят постоянно, в качестве амулета. Ну и конечно, после таких тяжелых трудов все просто обязательно должны были хорошенько подкрепиться))DSC_0318DSC_0313

 

 

Через какое-то время приехали монахи (точнее их привезли), и началась вторая половина освящения дома, уже как бы более официальная. Приехало их аж десять человек — ну тут опять же, это своего рода понты, про освящение дома ничего сказать не могу, а вот на свадьбе достаточно одного, но если ты крут и пафосен (пришлось побывать и на свадьбе фаранга с тайкой) — тогда нужно монахов больше. Про саму процедуру, к сожалению, особо много сказать не могу — потому как заключалось это в длительных и разнообразных молитвах, в которых я ничего не понимаю)) монахи хором пели молитвы (ну не совсем чтобы пели, это такой характерный речитатив), гости время от времени их дружно подхватывали. Единственный забавный эпизод, который запомнился — в какой-то момент монахи взяли оранжевую штуку, похожую на опахало, а начали ее передавать друг другу, и тот монах, который в этот момент за ней прятался, произносил какую-то самостоятельную часть молитвы в одиночку. В общем, вторая часть была гораздо скучнее и утомительнее первой — ведь мне пришлось-таки при этом присутствовать,  я не мог просто пойти погулять на это время))

DSC_0324DSC_0325DSC_0327Потом их покормили (это здесь тоже является обязательным, причем кормили тоже как-то ритуально, на улице стоял украшенный стол, и жители с этого стола относили монахам еду). Под конец пришлось и денег пожертвовать, причем почему-то два раза (нет бы в один конверт сложить). Ладно, пришлось каждому из них пожертвовать 500 и 40 бат (а их 10)… вроде многовато, с другой стороны, если подумать, сколько бы взял за освящение дома один наш русский батюшка)) полагаю, суммы не сопоставимые. Ну и на этом, слава богу, торжественная часть закончилась, дом стал уже пригодным для жилья. Правда, разного рода ритуальные украшения должны оставаться в доме еще какое-то время (минимум 3 дня, или больше — тут тоже закономерности не понял).

Где-то часов в десять (в интервале между частями освящения) приехала машина с музыкой. Лишний раз удивился умению тайцев упаковываться, хотя и раньше с этим сталкивался — в этом они прямо как китайцы (вытащишь китайский товар из коробки — обратно хрен аккуратно запихнешь), на сравнительно небольшом грузовике поместилась очень немаленькая разборная сцена и в придачу неслабая музыка (ну про всякие там костюмы и инструменты я даже не говорю). И сразу начали ее монтировать, надо же успеть до вечера все сделать. Тайские музыканты — они реально народные, они сами и машину разгружали, и сцену собирали (да и пообщаться с ними довелось — простые тайские ребята и девушки, без какой-то фанаберии, просто работа у них такая).DSC_0320DSC_0331

После завершения освящения надо было ждать вечера (музыка должна была начаться в 19 часов). Но и тут нет-нет да приходили какие-то гости покушать-выпить — видимо те, кто просто хотел зайти поздравить Санит (а не потанцевать), так что все время приходилось о ком-то заботиться. Естественно, в основном этим занималась сама Санит, ну и отчасти ее многочисленные родственники. Любопытная деталь — достаточно многим (особенно тем, кто заходил ненадолго) выдавали с собой еду «сухим пайком» — тут так принято на всех праздниках.

DSC_0339

В самый пик праздника (часов 8 вечера) свободных столов, можно считать, не было

Ну наконец настал вечер, народ начал подтягиваться уже массово. Столов, как я и побаивался, не хватило (первоначально был 31 стол, 8 стульев на каждый стол). Хорошо, что у Санит такая правильная подруга есть)) в общем быстренько подсуетились и нарыли еще десяток. Опять же, не могу не похвалить теток, которые готовили еду (сначала было 6 человек, потом, когда они поняли масштаб готовки, выписали еще троих в помощь) — еды было много, достаточно разнообразной, и главное вовремя… Но готовили они весь день фактически без перерывов.

DSC_0341

Наш молам был не дико дорогой, но и не из дешевых — так что подтанцовка была в количестве 6 человек. Ну и конечно же свет — без него молам тоже не обходится

Вкратце скажу о том, что же такое молам. По сути, это народная исанская (именно исанская, не тайская) музыка, адаптированная к современности (ну то есть дискотечный вариант). В настоящее время дико популярна по всему Таиланду — крупные семейные праздники (исключая, правда, свадьбу), если есть деньги, всегда сопровождаются моламом. Кроме этого, молам часто приглашают и на государственные праздники — но это уже делается на средства общины (у нас в городе такой молам был на Лои Кратонг). Как правило, проводится вечером, потому что обычно сопровождается подстветкой (в дорогом моламе это может быть целое световое шоу), хотя бывают редкие исключения. Непременное условие — это два солиста — мужчина и женщина, если молам подороже — может быть подтанцовка, иногда довольно многочисленная и с частой сменой костюмов (как-то ездили смотреть молам за 280.000 — так там на подтанцовке было человек 20-25). Обязательно солист говорит, по какому поводу молам (ну и вообще как-то комментирует, жаль, языка не понимаю). Обычно в начале праздника играют музыку поспокойнее, ну а позже расходятся, народ начинает танцевать… Хотя бывает (особенно на похоронах), что играют именно т.н. «старый» молам — то есть более классический, без всяких дискотечных штучек — это делается для пожилых людей. Обычно молам длится 4-6 часов, музыкантам не позавидуешь — играют и поют все это время практически без перерыва, солисты еще и танцевать ухитряются… Ну и, естественно, никакой «фанеры»))

DSC_0350

Раз народ танцует — значит, музыкой доволен

У нас (поскольку все же не похороны) был как раз самый обыкновенный молам — люди приходили, пили-ели, слушали музыку. Пришлось здороваться с целой толпой совершенно незнакомых мне людей — впрочем, знакомых тоже хватало, Санит женщина общительная, а я с ней всегда на всякие мероприятия хожу, так что знакомых тоже поднабралось. Одно плохо — пока никак не могу всех запомнить, как ни печально, но у меня очень плохая память на лица… Прибыла еще толпа народу, на сей раз «халявщики» — не приглашенные, а просто пришедшие послушать музыку и потанцевать (ну их, естественно, никто за столы не сажал и не угощал) — на любом моламе таких любителей повеселиться очень много.

DSC_0348

Ближе к ночи люди разожгли костерок — да-да, в Исане в январе по ночам совсем не жарко, температура иной раз падает до +10

Пели и играли хорошо (бывает иной раз, что поют не совсем чисто, я это хорошо слышу), народ танцевал (раз танцует, значит музыка нравится). К сожалению, под конец случился неприятный инцидент — подрались две девки, дочка Санит стала их разнимать — и ей тоже досталось. Я очень разозлился на такое безобразие (хотя, надо признать, такое часто бывает на моламах), уже до этого договорился с музыкантами, что они еще часок поиграют (должны были играть до 24, но за вполне вменяемые деньги согласились поработать еще), но тут сразу сказал — раз так, никакого продления не будет, заканчиваем… Ну собственно после этого праздник и кончился, и слава богу, а то я от него немного устал.

На следующий день надо было все это убирать — но и тут знакомые конкретно помогли, буквально к середине следующего дня все вернулось к нормальному состоянию, шатры разобрали, все, что нам дали напрокат, увезли. К чести тайцев — НИ ОДНОЙ разбитой бутылки или стакана обнаружено не было (сколько у нас их было бы при таком количестве народа — остается только предполагать). И даже не сломали ни одного цветочка…

DSC_0352

А вот и многочисленные родственники Санит — не уверен, но, по-моему, даже не все приехавшие попали в кадр

Ну и вкратце про итоги. Из розданных 250 конвертов вернулось 219 (плюс к тому, сколько-то людей дало деньги без конвертов). Поскольку конверт выдается фактически на семью, то легко понять, что один пришедший конверт — в среднем 2-3 человека, так что общая явка, по самым скромным подсчетам, человек 500 (это даже если не учитывать тех, которые пришли просто так поглазеть на молам). Затраты составили примерно 160.000 бат, из конвертов насобирали всего 43.000 — так что подобное мероприятие сугубо убыточное (впрочем, я в этом был уверен, просто рассчитывал на несколько меньшую сумму убытка). Правда, осталось очень много еды и выпивки (ну перебрали, что поделаешь, все лучше, чем не хватило бы). Разнообразным родственникам Санит, которые разъезжались на следующий день, надавали с собой кучу еды (в основном осталась почему-то свинина), ну а спиртное осталось нам — да и без еды сами не остались. Дольше всего доедали яйца — кончились только в начале марта — и воду в бутылках (кончилась примерно так же).

Вот теперь уже окончательно всё, дальше будет нормальная жизнь, естественно, надо будет заняться участком — но это дело не быстрое, и спешить особого желания не имею.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *